Продажа Smoothie процветает

Три стремительно растущие франчайзинговые компании выходят на гавайский рынок с масштабными планами развития, что может привести к утрате монопольного доминирующего Jamba Juiceположения на рынке компании Джамба Джус (Jamba Juice), лидера отрасли.

Плэнет Смуси (Planet Smoothie), Мауи Уауи (Maui Wowi) и Робекс Фрут Смусис энд Хэлти Итс (Robeks Fruit Smoothies & Healthy Eats) планируют открыть в общей сложности около 30 джус-баров в течение ближайших лет. Для Джамба и еще нескольких небольших независимых фирм это означает серьезное обострение конкуренции.

Две региональные сети джус-баров — Робекс с главным офисом в Калифорнии и Мауи Уауи с главным офисом в Колорадо — недавно заключили франчайзинговые контракты на открытие магазинов с местными представителями. Третья сеть, Плэнет Смуси с главным офисом в Луизиане, открыла первые два магазина здесь в начале этого года и не собирается на этом останавливаться.

Несмотря на то, что некоторые из недавно появившихся здесь компаний и баров смусис считают сложным конкурировать с агрессивно расширяющейся Джамба, в целом наблюдается оптимизм и мнение, что имеется достаточное пространство для конкуренции. Благодаря этому потребителю предоставляется больший выбор полезных для здоровья напитков.

"Я думаю, всегда имеется возможность для роста", говорит Вэл Рейд (Val Reid), местный франчайзер Плэнет Смуси, в феврале открывший магазин в Ваипийо (Waipi'o). "Конкуренция – это хорошо".

До недавнего времени Джамба была единственной крупной сетью баров смусис в этом штате. Существуют также несколько небольших предприятий: Зевс Джус (Zeus Juice), Ланикаи Джус (Lanikai Juice), Вита Джус (Vita Juice), Он зе Джус (On the Juice) и Джус Стоп (Juice Stop).

Vita JuiceПодобно многим общенациональным или региональным сетям ресторанов и розничных магазинов, франчайзинг популярных смузи-баров после взрывного роста на континентальных штатах с отставанием пришел и на Гавайи.

Джус-бар, в котором обычно предлагается сочетание свежеотжатых соков и здоровой пищи – вовсе не новая идея. Однако она не получила широкого распространения до 1990-х годов, когда предприниматели стали использовать ее для франчайзинга.

По данным национальной ассоциации соков и смусисов (Juice and Smoothie Association), четыре года назад франчайзеры обогнали самостоятельные компании по объему продаж, причем крупные сети росли опережающими темпами. Объем продаж в этой отрасли вырос с 919 миллионов дол. в 2000 г. до 1,6 миллиарда в 2003 г.

Лидером быстро растущей отрасли является Джамба с главным офисом в Калифорнии, основанная в 1990 г. под названием Джус Клаб (Juice Club – Клуб соков). Сегодня она имеет более 420 джус-баров в 25 штатах.

Местная строительная компания Макнаутон Груп (MacNaughton Group) заключила в 1999 г. партнерское соглашение с Джамба Джус и открыла первый магазин Джамба на Гавайях.

Действуя по названием Джей Джей Си Гавайи (JJC Hawaii), компания открыла 21 магазин и имеет договоры аренды еще для пяти магазинов. Один из них расположен в торговом центре Сирс в Ала Моана (Sears at Ala Moana Center), а другой – в Кеаумоку Уол Март (Ke'eaumoku Wal-Mart), который откроется в октябре. Ведутся переговоры и по аренде других магазинов.

Грег Мейер (Greg Meier), президент Джей Джей Си Гавайи, говорит, что не знает точно, сколько магазинов Джамба он хотел бы иметь в конечном итоге, но однозначно больше, чем сейчас существует. "Мы будем продолжать открывать каждый раз по одному магазину, исходя из покупательского спроса, а спрос на продукцию Джамба велик", говорит он.

Мейер считает, что магазины Джамба на Гавайях, семь из которых расположены на островах Нейбор (Neighbor Islands), являются одними из самых успешных среди предприятий компании Джамба Джус, владеющей 5 процентами акций Джей Джей Си Гавайи.

Робекс, Плэнет Смуси и Мауи Уауи надеются успешно выйти на рынок, пользуясь благоприятными условиями высокого спроса. Активнее всех к этому стремится Робекс, молодая, менее крупная сеть, имеющая 54 магазина в семи штатах.
Эта компания, учрежденная в 1996 году Смитом Барни (Smith Barney), бывшим управляющим инвестициями и финансами в международной банковской компании, надеется открыть 300 магазинов в течение трех лет.
Робекс намерена открыть на Гавайях 18-20 магазинов в ближайшие 5-7 лет, по словам Дмитрия Спадаччини (Dmitri Spadaccini), регионального дилера, который взялся за франчайзинг со своей женой Лей (Lei) и ведет переговоры об аренде нескольких магазинов.
Спадаччини, более года изучавший местный рынок и различные варианты франчайзинга смусис, считает, что на Гавайях есть пространство для двух-трех крупных операторов смусис. "Я считаю, что смусисы – это выигрышная идея на Гавайях", говорит он. "Это подтверждается и появлением здесь наших конкурентов. Мы не стали бы тратить столько времени и средств, если бы считали, что здесь нет места для конкуренции".
Мауи Уауи по размерам сопоставима с Джамба и работает на местном рынке дольше. Компания была основана в 1983 г. супружеской парой из Юты, но занялась франчайзингом только в 1998 г. по распоряжению инвестора.
Сеть разрослась до 300 торговых точек, предлагающих "свежие гавайские смеси" в киосках и розничных магазинах. Представитель компании отмечает, что один из операторов сети киосков на Гавайях время от времени работает на специальных мероприятиях, два других скоро должны приступить к работе.
Плэнет Смуси начала работу в 1995 г. в составе сети ресторанов. Было открыто около 100 магазинов, преимущественно на Юге. Еще около 50 планируется открыть в ближайшее время.
Рейд (Reid), местный франчайзер Плэнет Смуси, заявляет о намерении открыть не менее шести магазинов в течение 2 лет в дополнение к магазину в Уаипио (Waipio) и еще одному, открытому партнером на Мауи (Maui) в апреле. Однако оказалось, что найти удачное месторасположение непросто вследствие присутствия Джамба. "Куда бы мы не отправились, мы встречали жесткое сопротивление нашего конкурента, самого мистера Джамба", говорит Рейд. "Это немного усложняет нашу работу". Представитель Джамба, Джей Джей Си Гавайи, использует стратегию размещения всех своих новых магазинов рядом с предприятиями сети Старбакс (Starbucks), которая имеет на Гавайях 43 магазина и управляется той же группой, что и Джамба. Благодаря этому партнерству Джей Джей Си Гавайи имеет возможность открывать бары смусис рядом с существующими кофейными — это та же стратегия, которую Робекс и другие сети баров смусис используют для получения преимущества от большого потока клиентов, которых обычно много в популярных кофейных. "Это действительно хорошо работает", говорит представитель Джей Джей Си Гавайи Мейер. "У нас есть два великолепных бренда, которые вместе дают хороший синергический эффект".
Кроме таких кофеен для гурманов, Робекс предпочитает места рядом с ресторанами быстрого обслуживания, оздоровительный центрами, супермаркетами и аптеками.
Пабло Гонзалес (Pablo Gonzalez), владелец Ланикаи Джус (Lanikai Juice), говорит, что предстоящая конкуренция его не пугает — он смог удержаться даже тогда, когда Джамба открыл свой первый магазин на Гавайях прямо напротив его торгового заведения в Каилуа (Kailua). Это произошло в 1999 году, и к тому времени его магазин работал уже два года.
"Когда они открылись, я решил, что у меня есть всего два варианта – покончить с собой или сделать что-нибудь, чтобы выжить", говорит он. "Я оказался действительно храбрым и сумел выстоять". Гонзалес отмечает, что компания делает упор на поиск и использование местных источников высококачественных ингредиентов для производства. Это могут быть натуральные соки и натуральный мед, экзотические фрукты. Например, на прошлой неделе он закупил два ящика драконовых фруктов (dragon fruit) у фермера с Большого острова (Big Island farmer). "Как раз сейчас я собираюсь в Уахиауа (Wahiawa) для покупки ананасов", заметил Гонзалес во время интервью на прошлой неделе. "Как вы думаете, президент Джамба Джус покупает свежие фрукты лично? В бизнесе смуси я, как Куа Айна (Kua 'Aina). Остальные компании, подобные Джамба, напоминают Макдональдс".

Honolulu Advertiser
25 июля 2004 г.

Перевод статьи выполнен компанией Джусмастер. Перепечатка материалов без письменного согласия компании Джусмастер запрещена.
Закон РФ "Об авторском праве..." относит переводы к объектам авторского права, сохраняя для них те же критерии охраноспособности, что и для других произведений.

08 октября 2007