Лаборатория здоровья

Органические продукты в последнее время объявлены новой панацеей в борьбе за здоровье и долголетие. Органические - то есть те, что выращены без использования химических удобрений и генной инженерии. В США, Японии и Великобритании, где бум органической еды начался пять лет назад, открываются сети супермаркетов органической еды, органические кафе и бары.
 
В прошлом году оборот в этом секторе в Америке составил примерно $2 млрд. В мире organic food - один из самых динамично растущих сегментов продовольственного рынка. Согласно прогнозу американской Ассоциации торговцев органическими продуктами (Organic Trade Association), к 2008 году совокупный объем продаж такой еды в США достигнет $23,75 млрд, а ежегодный рост рынка составит 18,5%.

По мнению вице-президента Общенациональной ассоциации генетической безопасности (ОАГБ) Татьяны Кравцовой, российский рынок также перспективен для "органических" ритейлеров: "В последние годы интерес потребителей к органической еде устойчиво растет.

По данным исследовательской компании "Комкон", 56% москвичей готовы платить больше за экологически чистые продукты. А в наиболее высокодоходных группах эта доля возрастает до 78%".

Organic food - это своеобразный противовес группе вредных продуктов- junk food (так британцы называют еду-мусор, содержащую максимум жиров, красителей и прочих вредных для организма элементов). Последовательные британцы дошли до того, что обложили подобную пищу повышенным налогом - 17,5%. Органическая еда стала предложением ритейлеров для тех, кто всерьез опасается продуктов, выращенных с использованием генной инженерии, и верит, что количество пестицидов в овоще влияет на пищеварение. Объективная польза от употребления органической пищи не доказана, здесь действует другой принцип: раз в этих продуктах нет вредных веществ, то и вреда от нее никакого быть не может.

Между тем стоимость органической еды в супермаркете примерно на 50% превышает стоимость обычных продуктов.

А мы готовы?

Продукты, выращенные и произведенные без использования и добавления химических веществ, в разных странах имеют разные названия: в США их снабжают маркировкой organic, в Европе - bio. Органическими могут быть фрукты, овощи, злаки, орехи, мясо, молоко, яйца, растительные масла, шоколад и т. д.

Основной прирост рынка приходится на США, увеличиваются его обороты также и в странах Западной Европы. Практически в каждом европейском супермаркете присутствует отдел органических продуктов, кроме того, активно развиваются специализированные магазины, торгующие исключительно органикой. В Швейцарии, например, около 60% открывающихся супермаркетов входят в "органические" торговые сети, а объем продаж organic food составляет около 7% от общего оборота продуктов питания.

В нашей стране культура потребления органики пока еще не сформировалась. Тем не менее импортные экопродукты обязательно присутствуют в сетях, ориентированных на публику с доходом выше среднего ("Азбука вкуса", "Алые паруса", "Стокманн").

"В наших супермаркетах нет специального отдела organic food,- говорит генеральный директор "Азбуки вкуса" Владимир Садовин,- однако экопродукты широко представлены: есть мясные, молочные продукты, бакалея, кондитерские изделия, соки. Конечно, стоят такие товары дороже обычных, но нашу аудиторию это не смущает".

Между тем до сих пор подобные начинания не имели успеха в России - в 2003 году закрылся единственный магазин органических продуктов "Рыжая тыква", которому удалось просуществовать не более года, а анонсировавшаяся сеть органических супермаркетов Grunwald так и не открылась.

Может быть, причина провальности подобных проектов была в том, что российский рынок еще не подготовлен для восприятия подобного рода услуг, а может быть, в том, что органические продукты можно купить в Москве на любом колхозном рынке, ибо заподозрить старушек, торгующих морковкой с собственного огорода, в использовании генной инженерии даже в голову не приходит.

Концепция "смузис" (от smoothies - густой напиток из свежих фруктов, овощей, взбитых со льдом) появилась в США в середине 1990-х годов. Тогда в Америке наблюдалось буквально помешательство людей на здоровом образе жизни и, как следствие, на здоровом питании. Напитки смузис как нельзя лучше вписывались в концепцию "здоровье от А до Я". Сегодня в Америке, Японии и многих европейских странах вокруг смузис выстроена целая индустрия - помимо многочисленных смузи-баров, производители бытовой техники выпускают специальные смузи-блендеры для приготовления фрешей в домашних условиях, издательства публикуют книги рецептов разнообразных смузи-коктейлей и так далее. Один из знаменитейших смузи-баров Лондона - Fushi - заработал в прошлом году более $3 млн.

Органика от похмелья

Концепция органической еды стала исподволь проникать в меню московских ресторанов - некоторое время назад в сети T. G. I. Friday's и кафе "Росет" посетителям стали предлагать смузи-коктейли - напитки из органических фруктов и овощей, взбитые со льдом, с добавлением йогуртов, орехов, сиропов и самых разнообразных настоек, в том числе целебных. И вот в торгово-выставочном комплексе TModul открывается первый специализированный смузибар - Organiclab. Маркетологи, памятуя прежние опыты с органической пищей в Москве, довольно скептически относятся к жизнеспособности подобного заведения, между тем Степан Стоянов, владелец Organiclab, считает, что у смузи-баров в России большое будущее.

Смузи-барИдею смузи-бара Степан подсмотрел в Лондоне: гулял неспешно по Слоан-стрит, зашел в универмаг Harvey Nichols, посидел в знаменитейшем смузи-баре Fushi и решил открыть подобное заведение в Москве. Сегодня Степан Стоянов работает в тесном сотрудничестве с Fushi, из Америки к нему приезжают специалисты для проведения тренингов с персоналом - в общем, дело поставлено профессионально.

В открытие смузи-бара на Тишинской площади было вложено $70 тыс., еще около $10 тыс. было потрачено на торжественное открытие, хотя площадь первого бара в TModul - всего 50 кв. м. Степан Стоянов планирует до конца года открыть в столице еще три бара, а затем развивать сеть за счет франчайзинга.

Одно из существенных отличий московского смузи-бара в том, что на Тишинке будут продаваться не просто коктейли из органических продуктов, но и различные экстракты и вытяжки из лекарственных трав. При добавлении нескольких капель подобных экстрактов в напиток можно получить комплекс необходимых дневных витаминов и минералов, средство от простуды или даже лекарство от последствий насыщенно проведенного вечера. Также на стойке бара будет стоять поддон с пророщенным овсом, из которого можно будет давить сок.

"Органические эликсиры - отличная альтернатива витаминам в таблетках, биологически активным добавкам и сокам из пакетов. Кроме того, мы планируем продавать в барах органическую косметику, а весь персонал будет с медицинским образованием",- рассказывает Стоянов.

Основная аудитория, на которую рассчитывает Степан Стоянов,- это не глянцевая публика, наиболее восприимчивая ко всем модным нововведениям. Своими клиентами господин Стоянов видит бизнесменов и молодых топ-менеджеров от 25 до 40 лет, которые много ездят по миру и понимают разницу между обычными продуктами и органическими, а также заботятся о своем здоровье. Более того, Степан считает, что дороговизна совсем не обязательна для органических фрешей: он планирует продавать стакан сока по 85-90 руб., что на фоне средней цены за обычный, совершенно не органический свежевыжатый сок в 120-150, а то и более рублей выглядит просто демпингом.

НАТАЛЬЯ ФИЛАТОВА
Ежедневная деловая газета «Бизнес» № 173 (557)
15 сентября 2006

08 октября 2007